Из воспоминаний С.М.Маравиной


Думаю, что в самом начале 60-х, незабываемых, романтических лет, мне повезло со второй моей родиной. (Имею в виду Беласовку). Выражаясь фигурально, «мои поезда привезли меня в нужное время и в нужное место». Здесь я познакомилась со своим будущим мужем – Николаем Вениаминовичем Маравиным, замечательным человеком, талантливым поэтом. Здесь родилась наша дочь – Светлана Николаевна Маравина, которая впоследствии окончила среднюю школу №1 с золотой медалью и получила высшее педагогическое образование. Здесь я встретила прекрасных учителей, энергичных, целеустремленных, настоящих профессионалов. Это и директор школы А.И.Терёшин, и Усова В.А., и Киселёва М.И., и Коновалова А.Ф., и многие другие. У них я, как молодой специалист, училась педагогическому мастерству. Когда я окончила в 1955 году школу №12 г. Бор с золотой медалью, то могла поступить в любой ВУЗ Советского Союза без экзаменов. «Я люблю литературу, поэтому буду поступать на литфак», - таково было моё решение. Любовь к литературе как искусству слова привила мне замечательная учительница – Кащеева Евгения Поликарповна. Памятуя о том, что через скуку ничего нельзя познать, что на уроке более, чем на других, решается проблема эстетического и нравственного воспитания человека, я старалась проводить уроки на должном теоретическом, методическом и эмоциональном уровне. И это, как свидетельствовали директор и завуч, а также другие проверяющие, мне удавалось, так как у нас, студентов той поры, были хорошие вузовские преподаватели, которые учили нас профессионализму.
Постепенно я понимала, что мало увлечь своим предметом, хотя это очень важно, нужно любить свое дело и в первую очередь детей, уважать личность ученика. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье, горе», – так говорил о гуманности учителя В.А,Сухомлинский. Я  до сих пор помню замечательный открытый урок талантливой учительницы Олониховской школы Харчиковой Анны Андреевны на тему «Басня И.А.Крылова «Квартет». Урок подкупил искренностью, мастерским использованием активного метода восприятия художественного произведения – выразительного чтения. А главное  - на этом уроке царила атмосфера взаимолюбви, взаимоуважения учителя и учеников. Мне повезло: было у кого учиться. Я училась. И учила своих учеников не только склонять и спрягать, но, главное, - удивляться жизни, её красоте, людям. Я думаю, что, оттого что некоторые разучились удивляться солнечному утру, успеху друга и человеческой доброте, мир многое потрерял.
Как учитель-предметник я вела большую внеклассную работу: выпуск «Литературной газеты», поездки в театры и музеи г. Горького (Нижнего Новгорода), литературные вечера, диспуты, агитбригады. В школе господствовала педагогика сотрудничества. Коллективные творческие дела, лыжные и пешие походы, экскурсии по стране, трудовое лето, поездки по району с концертными программами, артистами в которых были ученики и учителя, спортивные соревнования, тимуровская работа – всё это делало жизнь учеников эмоционально насыщенной, гуманной и романтичной. И в ненастную осеннюю, и в морозную зимнюю погоду мы с учениками отправлялись с концертами для селян.

С.М.Маравина на одном из концертов

А когда Николай Вениаминович Маравин читал свои стихи, старшеклассники и представители молодежи Беласовки и поселка Керженец могли часами слушать его. Вообще, атмосфера 60-х годов в Беласовской средней школе – это большая дружная семья учеников и учителей. Тогда не расхожим понятием для молодёжи стало Назым-Хикметовское : «Если я гореть не буду, если мы гореть не будем, - кто ж тогда развеет тьму?!» Есть замечательные слова: «Всё начинается с любви». Любовь к литературе, любовь к своему делу, к ученикам – всё это помогало мне преодолевать трудности, которые, разумеется, были в работе. Радовало то, что многие мои ученики Беласовской средней школы были победителями районных и областных олимпиад, а некоторые из них стали литераторами. Тамара Каплун, Рая Тимичева, Нина Прытова, Галя Димченко успешно сдали экзамены и поступили на литфак в педагогический институт. Я горжусь тем, что моя ученица Ирина Станиславовна Кульпина, учитель высшей категории, работает преподавателем русского языка и литературы в средней школе №4 г. Семёнова, там же успешно трудится другая моя ученица – учительница русского языка и литературы Лариса Валерьевна Макарова, учитель I категории.
Много лет в Беласовской средней школе работала моя ученица Раиса Александровна Булатова, учитель-методист. Горжусь тем, что на уроках и на внеклассных мероприятиях я старалась создать  особую тональность – многоцветье и многозвучность школьных лет. Для меня Беласовская средняя школа – это школа профессионального становления как учителя.
В 1969 году мой муж Николай Вениаминович Маравин был переведён на работу в редакцию газеты «Ленинский путь» («Семёновский вестник»). Он возглавил отдел писем. Наша семья переехала на жительство в город Семёнов.
Опыт работы в Беласовской школе очень пригодился мне в школе работающей молодёжи. Здесь я встретила замечательных учителей. Это О.И.Соловьёва, Л.Н.Запанков, Р.И.Галкин, В.С.Большакова, М.И.Малинкина, Г.С.Воробьёва, В.И.Казакова и другие. Метод индивидуализации и дифференциации обучения, связь с предприятиями, где работали наши ученики, опорные конспекты, схемы, таблицы – всё это помогало мне в изучении программного материала. Когда школа стала очно-заочной, число учащихся достигало 1000 человек.
Я была завучем по очному отделению, а по заочному – Зинаида Парфёновна Пашкова. Творческая, инициативная, принципиальная личность. Впоследствии она 10 лет возглавляла эту  школу.
На базе нашей школы проводились районные и областные семинары. Уроки-лекции, уроки-семинары, зачётная система – такова специфика работы в очно-заочной школе, которая позволяла давать в основном неплохие знания. Ежегодно в те годы Семёновская очно-заочная школа выпускала более 300 учащихся. В моём домашнем архиве сохранилась работа Ермиловой Галины на тему «Что нам дала   школа?» Привожу её полностью, без изменений.
См. работу Ермиловой Г.
Есть замечательная пословица: «Век живи – век учись». И я училась. Училась у Ивана Александровича Строинского, директора-профессионала средней   школы №1, будучи его заместителем по учебно-воспитательной работе. Иван Александрович строил эту школу и более 20 лет возглавлял её. Когда меня назначили директором, я много занималась самообразованием, так как отчётливо понимала, что успех работы педколлектива во многом зависит от профессиональной компетентности её руководителя. Юрий Герман сформулировал эту позицию просто и ёмко; «Я отвечаю за всё». Высокая требовательность прежде всего к себе – это стало моим девизом. Я как директор считала своим долгом сохранить и развить лучшие традиции старейшей в городе школы. Педагогический коллектив постоянно переживал период нелёгких раздумий, поисков нового, переосмысления старого опыта. Утверждался стиль деловитости, требующий перестройки мышления, а именно: уметь анализировать, определять задачи и решать, как и что делать. Значительно укрепилась материальная база школы. Решить эту задачу мне помогала связь с базовыми предприятиями, общественными организациями, родительским активом.
Мне посчастливилось работать с талантливыми учителями. Это Т.К.Пуртова, Л.Л.Васильева, В.С.Казанцева, И.С.Никушкина, В.О.Балаболин, В.В.Милютина, Н.Б.Борина, Г.Ф.Громова и другие. Я удивлялась творческому потенциалу учительницы русского языка и литературы Л.Л.Васильевой. Учитель-мастер, профессионал. Её литературные вечера остались в памяти навсегда. Не случайно в 90-е годы Ларисе Леонидовне было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РФ».
Предметом моей первостепенной заботы как директора школы являлось формирование здорового, полнокровного коллектива, обеспечение в нём деловой, творческой инициативы. Как результат слаженной работы – более половины учащихся имели хороший и отличный уровень знаний, умений и навыков, среди них много победителей районных и областных олимпиад, ежегодно были медалисты. Например, в 1985-1986 учебном году 11 учащихся окончили школу с медалями: 6 золотых и 5 серебряных. Спортсмены под руководством В.О.Балаболина постоянно были призёрами районных и областных соревнований среди школ и других учебных заведений. Школьный хор, которым руководила Н.И.Карелина, из 500 хоров Горьковской области занял призовое место. Школа ежегодно занимала первое место в соревновании по учебно-воспитательной работе среди учебных заведений города и района и награждалась переходящим знаменем, которое осталось в школе навечно. На базе нашей школы было проведено 20 областных семинаров, проводились дни открытых дверей, семинары-практикумы, открытые педсоветы, вводилось профильное обучение, состоялась презентация школы в ГИУУ (НИРО). Я очень благодарна моим заместителям по учебно-воспитательной работе. Смирнова А.Ф., Коротина В.Н, Запанкова Л.В., Антонова Л.П., Лабу-тина Н.П. работали квалифицированно, профессионально. Школа в те годы была признана опорной, а потом – школой доверия. Мне, как директору, приходилось выступать на районных и областных совещаниях директоров, на учительских конференциях в ГИУУ (НИРО) с докладами об опыте работы школы. На страницах газеты «Ленинский путь» («Семёновский вестник») печатались мои статьи об опыте работы учителей и педколлектива в целом. Давно я нахожусь на заслуженном отдыхе, а память о школе для меня священна.

Июнь 1989 года. Выпускники 10 "Б" класса средней школы №1. Директор школы Маравина С.М. в центре


Как говорится, «новое время – новые песни». Много нового, интересного появилось в жизни школы. Демократизация, компьютеризация, цифровая технология – это очень хорошо. Но, с другой стороны, есть и свои трудности: на головы наших детей через СМИ обрушился вал насилия, жестокости, безнравственности. Преодолеть этот негатив современному   учителю сложно, так как в сознании некоторых родителей и учащихся произошла переоценка ценностей, основанная на том, что во главу угла поставлены материальные, а не духовные ценности.
Будучи оптимистом по натуре, Я убеждена: как бы ни развивался научно-технический прогресс, какими бы сверхмодными техническими средствами ни оснащались школы, ведущей и решающей есть и будет личность учителя. В 1-ой средней школе города Семёнова работают квалифицированные специалисты, среди них – учителя, которые имеют почётные звания, высшую категорию, первую квалификационную категорию. Укрепляется материальная база школы. У педколлектива  много планов, есть желание работать лучше. Мне хочется пожелать учителям и директору школы Морозовой Ирине Евгеньевне доброго здоровья и творческих успехов.
Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, отвечал, что везёт тачку с камнями, другой – что строит Шартрский собор. Желаю учителям первой средней школы видеть за камнями собор невиданной красоты.
С уважением – С.М.Маравина.