В  1959  году  пошла  в  первый  класс  Светловской  восьмилетней  школы,   а  в  9-10  классах   обучалась  в  Семеновской  средней  школе  №1.
     Все  годы  училась  на  «4»  и  «5»,  принимала  активное  участие  в  общественной  жизни  класса,  с 5 – 10  класс  была  постоянной  ответственной  за  учебный  сектор:  организация  взаимопомощи  в  классе,  оформление «Экрана  успеваемости»,   дополнительные  занятия  с  отстающими  одноклассниками,  выпуск  листка-молнии  «Двойка – позор»,  заседания  учебного  сектора  после  уроков – все  это  было  как  будто  вчера.   До  сих  пор  удивляет,  как  достойно  переносили  наши  рукописные  издания  по  поводу  появившихся  двоек  мои  одноклассники,  учась  уже  в  старших  классах:  не  всем  было  приятно,  какой  текст  учебный  сектор  вывешивал  в  классе,  но  ни  один  из  них ни  разу  не  сорвал  наши  листовки.  Все  терпеливо  переносили  эти  неприятности и старались  двоек  больше  не  получать.  Я  хорошо  помню,  что  сама  занималась  дополнительно  после  уроков  с  мальчишками  не  только по  русскому,  но  и  по  немецкому  языку.  И  что  еще  удивительнее,  это  были  не  сплошные  двоечники.  Один  из  них   позднее  стал  замечательным  доктором.   Мне  очень  нравилось  это  поручение,  и  даже  дома продолжалась  игра  в  школу,  когда  ко  мне  в  гости  приходили  подружки.  Они,  уже  став  взрослыми,  часто  вспоминают,  как  я  их  часами  заставляла  писать   диктанты  по  русскому  языку,  сама,  конечно,  при  этом  всегда  была  учителем.
       А  я  очень  любила  русский  язык,  мне  все  давалось  очень  легко,  и  я никогда  не  забуду  свою  любимую  учительницу  русского  языка  Митяшину  Зою  Николаевну.  Я  помню  ее  самый  первый  урок:  это  был  5-ый  класс.  Она  была  очень  красивая,  высокая,  в  белой  блузке  и  черной  юбке,  с  большим  пучком  черных  волос  на  голове.  Чувствовалось  ее  волнение,  а  голос  был  мягкий,  приятный.  А  после  было  много  самых  любимых  уроков.  Зоя  Николаевна  была  замечательным  учителем:  доброжелательная  внимательная,  всегда  готовая  прийти  на  помощь -  мы  все  ее  очень  любили.    Она демонстрировала  мои  рабочие  тетради  как  образцовые,   хвалила  меня  за  ответы  у  доски  и  с  места,  за  то,  что  я  быстрее  других  понимала  ее  обьяснение  и  всегда  выполняла  домашние  задания..
       Я  очень  хорошо  помню,  как  она  обьясняла,  и,  уже  став  учителем,  старалась  делать  так  же.  Я  помню,  что  на  выпускном  экзамене  по  русскому  языку   мне  достался   25-ый  билет,  и  нужно  было  рассказать о  разных  видах  сложных  предложений;   я  цитировала  отрывок  из  стихотворения  А.  С.  Пушкина  и  на  его  примере  раскрывала  содержание  билета.    Оценка  за  экзамен  была  отличной.    А на  письменном  экзамене  мне  чуть  не  поставили  «4».  Было  изложение  о  Зое  Космодемьянской,  текст  хорошо  запомнился,  писала  я  эту  работу  легко,  даже цитаты  из  детского стихотворения  использовала, которых  не  было  в  тексте.  Стихотворение  я  раньше  случайно  нашла  в  каком - то  журнале  и  выучила,   потому  что  оно  мне  понравилось,  его  я  помню  до  сих  пор:
На  страшную  казнь  под  конвоем,
Босая  ступая  на  снег,
Шла  гордая  школьница  Зоя,
Советский  простой  человек.
        А  завершила  свое  изложение  другой  цитатой   этого  же  автора:
И  взглядом  своим  умирая,
Она  ободряла  народ,
И  слава,  как  песня  живая,
В  народе  о  ней  никогда  не  умрет.
   Зоя  Николаевна  сказала  мне,  что  работа  получилась  очень    хорошей,  но  я  допустила  ошибку  в  слове  «запасов»:  написала  «запосов»,  ошибка  была  непонятной,  так  как  эта  гласная  находилась  под  ударением.  Я  попросила  посмотреть  мой  черновик,  как  там  написано.  И мы  с  моей  любимой  учительницей  сели на  корточки  перед  печкой-галанкой,  которая  стояла  в  нашем  классе  и  которую  топили  зимой,   и,  засучив  рукава,  по  очереди  вытаскивали  из  топки черновики  наших  экзаменационных  работ.  И  я  до  сих  пор  помню,  сколько  у  нас  было  радости,  когда  мы  извлекли  из  печки  мой  черновик  и  выяснилось,  что  там  слово  «запасов»  написано  правильно. Значит, я  просто  сделала  описку.   За  работу  была  поставлена   заслуженная  пятерка.
          Вообще,  я  с  начальной  школы  помню  все  свои  ошибки  по  русскому  языку,  наверное,  потому,  что  их   было  немного. Например, в  4  классе   в  небольшом  сочинении  я  употребила  слово  «окроме»,  а  учительница  мне  первую  букву  зачеркнула,  в  другой  работе предлог  «из-за»  написала  без  дефиса.    

      В  первой  школе  мне  повезло  во  второй  раз:  я  училась  по русскому  языку  и  литературе  у  Заслуженного  учителя,  депутата  Верховного  Совета  СССР  Сметаниной  Людмилы  Григорьевны.  Она  была  очень  похожа  на  мою  любимую  Зою  Николаевну.  И  любовь  к  предмету   росла  с  каждым  днем.              
 В 1969  году  после  10  класса  я,  не  раздумывая,    решила  поступать в  Горьковский  Государственный  педагогический  институт  им.  М.  Горького  на  филологический  факультет.  Конкурс  был  8  человек  на  место,  но  я  поступила  с  первого  раза.  В  1973  году  я  успешно  окончила    обучение  и  получила  Диплом  о  высшем  педагогическом  образовании и  специальность  учителя  русского  языка  и  литературы.

     И  вот  уже  43-ий   год  я  учитель,   и  ни  разу  не  пожалела,  что  выбрала  именно  этот  нелегкий   труд,    именно  эту   замечательную  профессию.  Всю жизнь  я  иду  на  работу  с  большим  удовольствием,  я  очень  люблю  своих  учеников  и  всегда   радуюсь  их  успехам.   

 

                                             ноябрь,  2015 г.

Коротина  В.  Н.