В 1959 году пошла в первый класс Светловской восьмилетней школы, а в 9-10 классах обучалась в Семеновской средней школе №1.
Все годы училась на «4» и «5», принимала активное участие в общественной жизни класса, с 5 – 10 класс была постоянной ответственной за учебный сектор: организация взаимопомощи в классе, оформление «Экрана успеваемости», дополнительные занятия с отстающими одноклассниками, выпуск листка-молнии «Двойка – позор», заседания учебного сектора после уроков – все это было как будто вчера. До сих пор удивляет, как достойно переносили наши рукописные издания по поводу появившихся двоек мои одноклассники, учась уже в старших классах: не всем было приятно, какой текст учебный сектор вывешивал в классе, но ни один из них ни разу не сорвал наши листовки. Все терпеливо переносили эти неприятности и старались двоек больше не получать. Я хорошо помню, что сама занималась дополнительно после уроков с мальчишками не только по русскому, но и по немецкому языку. И что еще удивительнее, это были не сплошные двоечники. Один из них позднее стал замечательным доктором. Мне очень нравилось это поручение, и даже дома продолжалась игра в школу, когда ко мне в гости приходили подружки. Они, уже став взрослыми, часто вспоминают, как я их часами заставляла писать диктанты по русскому языку, сама, конечно, при этом всегда была учителем.
А я очень любила русский язык, мне все давалось очень легко, и я никогда не забуду свою любимую учительницу русского языка Митяшину Зою Николаевну. Я помню ее самый первый урок: это был 5-ый класс. Она была очень красивая, высокая, в белой блузке и черной юбке, с большим пучком черных волос на голове. Чувствовалось ее волнение, а голос был мягкий, приятный. А после было много самых любимых уроков. Зоя Николаевна была замечательным учителем: доброжелательная внимательная, всегда готовая прийти на помощь - мы все ее очень любили. Она демонстрировала мои рабочие тетради как образцовые, хвалила меня за ответы у доски и с места, за то, что я быстрее других понимала ее обьяснение и всегда выполняла домашние задания..
Я очень хорошо помню, как она обьясняла, и, уже став учителем, старалась делать так же. Я помню, что на выпускном экзамене по русскому языку мне достался 25-ый билет, и нужно было рассказать о разных видах сложных предложений; я цитировала отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и на его примере раскрывала содержание билета. Оценка за экзамен была отличной. А на письменном экзамене мне чуть не поставили «4». Было изложение о Зое Космодемьянской, текст хорошо запомнился, писала я эту работу легко, даже цитаты из детского стихотворения использовала, которых не было в тексте. Стихотворение я раньше случайно нашла в каком - то журнале и выучила, потому что оно мне понравилось, его я помню до сих пор:
На страшную казнь под конвоем,
Босая ступая на снег,
Шла гордая школьница Зоя,
Советский простой человек.
А завершила свое изложение другой цитатой этого же автора:
И взглядом своим умирая,
Она ободряла народ,
И слава, как песня живая,
В народе о ней никогда не умрет.
Зоя Николаевна сказала мне, что работа получилась очень хорошей, но я допустила ошибку в слове «запасов»: написала «запосов», ошибка была непонятной, так как эта гласная находилась под ударением. Я попросила посмотреть мой черновик, как там написано. И мы с моей любимой учительницей сели на корточки перед печкой-галанкой, которая стояла в нашем классе и которую топили зимой, и, засучив рукава, по очереди вытаскивали из топки черновики наших экзаменационных работ. И я до сих пор помню, сколько у нас было радости, когда мы извлекли из печки мой черновик и выяснилось, что там слово «запасов» написано правильно. Значит, я просто сделала описку. За работу была поставлена заслуженная пятерка.
Вообще, я с начальной школы помню все свои ошибки по русскому языку, наверное, потому, что их было немного. Например, в 4 классе в небольшом сочинении я употребила слово «окроме», а учительница мне первую букву зачеркнула, в другой работе предлог «из-за» написала без дефиса.
В первой школе мне повезло во второй раз: я училась по русскому языку и литературе у Заслуженного учителя, депутата Верховного Совета СССР Сметаниной Людмилы Григорьевны. Она была очень похожа на мою любимую Зою Николаевну. И любовь к предмету росла с каждым днем.
В 1969 году после 10 класса я, не раздумывая, решила поступать в Горьковский Государственный педагогический институт им. М. Горького на филологический факультет. Конкурс был 8 человек на место, но я поступила с первого раза. В 1973 году я успешно окончила обучение и получила Диплом о высшем педагогическом образовании и специальность учителя русского языка и литературы.
И вот уже 43-ий год я учитель, и ни разу не пожалела, что выбрала именно этот нелегкий труд, именно эту замечательную профессию. Всю жизнь я иду на работу с большим удовольствием, я очень люблю своих учеников и всегда радуюсь их успехам.
ноябрь, 2015 г.
Коротина В. Н.