Васильева Лариса Леонидовна, учитель русского языка и литературы

А можно быть Учителем…

«Можно строить дома. Это хорошо. Можно сажать деревья. Это тоже хорошо. А можно быть Учителем. Это, по-моему, всего лучше».
Как сейчас вижу эти написанные красивым круглым почерком строчки из моего сочинения на вступительном экзамене в ГГУ. И до сих пор удивляюсь, как я смогла раскрыть такую непростую тему «Поэзия – та же добыча радия»! Казалось бы это «свободная» (как тогда говорили) тема должна была быть нацелена на осмысление титанического труда поэта. А я, провинциальная школьница, осмелилась раскрыть её на примере труда учителя-словесника, который способен не только понять добытое колоссальным трудом меткое слово поэта, но и «зажечь» им сердца детей. Думаю, что приёмную комиссию подкупили именно дерзкая искренность моего сочинения и безоглядное стремление к мечте – стать Учителем.
Кем быть? Такого вопроса для меня не стояло. Я всегда, как помню себя, играла «в школу». Объектами моего «воспитания» были сначала куклы, потом – подружки и младший брат. А ещё… чёрно-белые фотографии киноактёров, разложенные парами под стеклом на моём письменном столе, классный журнал, сделанный из тетради в клеточку, и… оценки, которые я ставила (себе! за свои же собственные ответы!), вызывая «к доске» Вячеслава Тихонова, Эллу Леждей, Людмилу Гурченко…
Истфил университета… Наше доброе старенькое здание на площади Минина… «Общага» на Ульяновке… Картошка, песни под гитару… И наши преподаватели (какие имена!) Борис Николаевич Головин, Инна Константиновна Полуяхтова, Ариадна Николаевна Алексеева, Серафим Андреевич Орлов, Всеволод Алексеевич Грехнёв. Они стали для меня важной ступенькой, примером безоглядной преданности своему Делу. Им хотелось подражать.
Школа… Я помню её красногалстучной, барабанной, комсомольски-задорной… Я знаю её бунтующей, потрясаемой забастовками… Я видела её растерянной, переживающей изменения в жизни. И, наконец, – обновляющейся, осмысливающей перемены. Я знаю школу разной. Но всегда, во все времена главным и неотъемлемым звеном школьной жизни был Учитель, работа которого – «та же добыча радия: в грамм добыча – в год труды». И особая миссия в школе, по-моему, принадлежит учителю-словеснику, задача которого – «смывать блестящими словами грязь с души». В его арсенале – великое богатство, Литература, которую М. Горький (совсем не случайно!) называл Человековедением.
Да… Можно строить дома. Это хорошо. Можно сажать деревья. Это тоже хорошо. А можно быть Учителем. Это, по-моему, всего лучше.

Выпускница 1974 года истфила ГГУ
Заслуженный Учитель Российской Федерации
Васильева Лариса Леонидовна.

Детство и юность

Профессиональная биография